ФТ2 в Арктике

При всем обили фотоматериалов прошлого века о Крайнем Севере, панорамных изображений сравнительно мало. Очевидная причина — ограниченная фотообойма пленочных панорамников и негарантированное качество конечного продукта. Кроме того, они могли давать полосатую засветку, «зебру». Мой рассказ о реконструированных панорамных изображениях берегов о.Врангеля и о.Колючин, полученных с помощью ФТ2. И здесь показаны лишь некоторые из них, причем, в силу веб-причин размеры изображений существенно изменены, уменьшены. Стартовое черно-белое позитивное электронное изображение автор создал на  сканере EpsonPerfection 1240U, имеющем специальную приставку и набор вкладышей для работы с фотопленками. Но вкладыш для 35*106-мм негативов ФТ2 пришлось изготовить вручную. При сканировании я задавал разрешение до 3700 dpi, затем, редактировал RGB-изображение с помощью Adobe Photoshop. Тонировка под сепию — результат использования плагина Tin.

Приморская долина вблизи м.Уэринг, о.Врангеля * Seaside value near Waring Cape, Wrangel Island (FT2, 1988)

Приморская долина вблизи м.Уэринг, о.Врангеля * Seaside value near Waring Cape, Wrangel Island, 1988 (FT2, Svema, Photoshop)

FT2_VPr3

Вид на бухту Драги и мыс Литке, о.Врангеля * View on Drag Bay and Litke Cape, Wrangel Island, 1988 (FT2, Svema, Photoshop)

FT2_VPr1

Гроты, арки в известняках м.Уэринг * Caves and arkhes of limestone cliffs, Waring Cape, 1988 (FT2, Svema, Photoshop)

FT2_VPr4

Северные обрывы о.Колючин * Nothern side cliffs of Kolyuchin Island, 1987 (FT2, Svema, Photoshop)

ФТ2 – это «фотоаппарат Токарева-два», второй из серийных панорамных фотоаппаратов, выпускавшийся в СССР в 1958-1965, как повествует сервер НТЦ ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева. Как долго он был в эксплуатации – трудно сказать, ведь производство панорамников быстро наращивалось, качество их улучшалось. Тем не менее, еще в конце 1980-х его можно было встретить в работе … на Крайнем Севере  — это именно мой случай. (Знакомый художник, Ф.Диденко, отдал на время свой старинный ФТ2 для творческого эксперимента, и, как показало время, «странный» ФТ2 не подвел). В те годы на Врангеле, в руках у фотолюбителей, можно было увидеть самые обычные советские фотокамеры: «Смена», «Зенит», «Любитель», «ФЭД, «Киев».  Журналисты-профессионалы, прилетавшие иногда в Ушаковское, использовали Canon, Nicon. Однако, панорамников почти ни у кого не было, ведь с ними работать в северных экспедициях хлопотно: деликатный механизм нужно содержать в абсолютном порядке, оберегая от тряски и пыли, перепадов температур, влажности, и фотопленки требуется гораздо больше. Впервые я увидел, как работает настоящий панорамник в середине 1980-х, когда фотохудожник Лев Вейсман привез на мыс Уэринг переделанный вручную широкоформатный «Горизонт», и показал  несколько очень красивых цветных панорам, выполненных на пленке ORVOchrom. Потом, эти сочные работы вошли в замечательный фотоальбом об о.Врангеля. До знакомства с ФТ2 я делал свои панорамы обычным способом — создавал ленту перекрывающихся изображений, а потом аккуратно склеивал отпечатки вручную, получая на выходе дугообразное чудо. (Панорамы берегов, выполненные ФТ2, тоже дают дугу, как это было на о.Колючин — см. ниже, что, впрочем, не мешает делу). Потренировавшись какое-то время на засвеченной фотопленке, и научившись уверенно заряжать и разряжать ФТ2, я приступил к самому интересному — фотосъемке. ФТ2 делал всего 12 кадров, так что «фотовыстрелы» приходилось экономить. (В некоторых любительских источниках указывается 14 кадров). Размер кадра ФТ2 – это 24*106 мм (в некоторых источниках указывается 24*105 мм). Расхождения незначительные. У меня всегда выходило 12 кадров. Проявляя пленку прямо в тундре, я выяснил, что лучше всего для моих условий подходила черно-белая «Свема- 65″. Главная трудность заключалась в том, что приходилось специально заряжать в единственную у меня подающую кассету ФТ2 обычную пленку 35*165 мм, и потом освобождать, опять же, единственную принимающую кассету. Ни металлические, ни новые тогда пластиковые 35-мм-фотокассеты от других фотокамер не подходили к ФТ2 . Эти кассеты состояли из четырех частей и сегодня в интернете можно найти их изображения , и даже инструкции об использовании – в памятке к фотоаппарату. На практике всё было не так просто, как в инструкции. Приходилось, порой, в фоторукаве, а иногда в плотной куртке, заменявшей фоторукав, прямо в тундре, изменять заводской хвостик пленки «Свема» с помощью миниатюрных ножниц — делать его в два раза длиннее заводского, иначе завести пленку в такую кассету было просто невозможно. При фотосъемке ФТ2 громко стучал, завершая поворот барабана с объективом, сотрясался. Иногда казалось, что вот-вот у него внутри что-то лопнет, разрушится. Из-за сильного пружинного механизма, при фотосъемке, камеру всегда вело. Поэтому, я старался использовать упор (льдину, камень, штатив), или просто крепко прижимал фотокамеру к себе. Даже при соблюдении всех правил ФТ2, иногда, создавал «зебру» на фотоизображении. Она и сейчас проглядывает на уменьшенных изображениях, включенных в рассказ. Тем не менее, старинный ФТ2 помог во время работы на островах, и это был хоть и странный, на первый взгляд, но работающий панорамник, выдержавший испытание временем и… Крайним Севером.

В.Придатко-Долин



Обсуждение закрыто.