Из жизни полярных мини-скетчей

Это рассказ о материалах для рисунка: шариковой ручке и втросортной бумаге. В Арктике всегда трудно рисовать: слишком много мешающих факторов (холод, ветер, обстоятельства). И ты вечно нужен (себе и еще кому-то) — для далеких от живописи целей: перенести груз, надолбить угля для печки, добыть пресного льда, что-то отремонтировать, выстоять, наконец, собственную вахту…

Листая свои полярные дневники, я обратил внимание на множество зарисовок-миниатюр, разбросанных повсюду, созданных буквально за несколько дестков секунд, и решил, что попробую собрать из них единую галлерею, коллаж. Миниатюры были выполнены на второсортной бумаге в клеточку, синей шариковой ручкой, реже графитным карандашом. В большинстве случаев, они были размером со спичечный коробок, то есть всего 5*5 см.

С помощью цифровой камеры NICON Coolpix (7.1) я переснял эти рисунки при обычном дневном освещении в режиме макросъемки. Далее, набравшись терпения и поработав в Photoshop, удалил, на сколько мог, клетчатую основу и серо-желтоватый фон старой бумаги, и с помощью плагина Grayscale придал рисункам серовато-черный оттенок. Для некоторых — воспользовался фильтрами очистки, резкости, контраста, а также стилизации, например, Emboss и другие.

Думаю, что эти возвращенные к жизни северные миниатюры хорошо дополняет материалы сайта ArcArt, а также рассказывает о скрытых возможностях обыкновенной шариковой ручки, о волшебной шероховатости даже простой, второсортной, бумаги, о рисунке.

Обратите внимание на то, каким неожиданным получился каюр собачей упряжки: его остол, вдруг, превратился в подобие шпаги!

Простор и ширь маршрутов санных —
в них смыл стремлений первозданных.
Остол долой — несись упряжка.
Веди, вожак, ты — не дворняжка!
Поть, поть иль хррр…
Поть, поть и хррр…

(Неотправленное письмо идеальной полярной жене. 2007 — http://stihi.ru/2007/08/28-1739)

А вот семья белых медведей на мысе Блоссом: годовалый медвежонок-сеголеток толкает, «размораживает», тушу погибшего моржа. Перенял, отличник, науку от медведицы! Дальше, морские птицы оживают на экране компьютера: исполняют утонченные брачные танцы, деруться, играют в воздухе в догонялки, спорят, спариваются… Семья полярных лисиц (песцов) разгуливает у своей норы… Вот и пример второй жизнь мини-скетчей. Теперь это уже история Арктики. (Не думаю, что сегодня на о.Врангеля кто-либо еще держит упряжку и использует её, как это делали когда-то Чайвын, Ульвелькот или Павлов…) Хорошо, что в моём кармане тогда оказался и маленький блокнот, и шариковая ручка. Главное — это не лениться рисовать везде и всегда…

Dog sledging in Wrangel Isl, mini-sketch, pen

Dog sleging (fragment),mini-sketch,penКаюр и упряжка на о.Врангеля, кон. 70-х п.в. (б., ш.р., исходный размер зарисовки примерно 3*7 см)

A thrown polar station in Wrangel Isl, mini-sketch, penЗаброшення полярная станция на о.Врангеля (б., ш.р., исходный размер зарисовки 3*5 см)

Polar bears in Blossom Cape,Wrangel Isl,penБелые медведи на м.Блоссом (б., ш.р., Photoshop, размер исх. скетча примерно 4*8 см )

Seabirds (Ptychy) Cape, Wrangel Isl, mini-sketch, penМыс Птичий Базар на о.Врангеля (б., ш.р., размер исходного рисунка до 3*4 см)

Seabirds,Wrangel Isl,mini-sketh, ch1,pen

Seabirds,Wrangel Isl,mini-sketch,ch 2,penМорские птицы о.Врангеля и о.Гаральд (б., ш.р., размеры оригинальных мини-зарисовок до 2*5 см)

По-моему, получилось довольно интересно. Дополнительный урок, который можно извлечь из реставрации, из возвращения к жизни набросков «на полях шляпы», или ветхого-ветхого дневника — это урок о недолговечности и старении бумаги. Ничто не вечно под Луной, но … рисунки могут, а иногда должны, служить долго. Особенно, если это рисунки из далеких, труднодоступных мест.

Во-первых, никогда не нужно скупиться на бумагу хорошего качества, во вторых, стараться фиксировать выполненную работу, а если такой возможности нет, то хотя бы переложить ее папиросной бумагой, или вообще хранить отдельно от дневника. Рисовать в Арктике сложно, и как бы некогда. Материалы для живописи и принадлежности — всюду с собой не понесешь. Вечный ветер, иногда со снегом, мешает сосредоточится на главном. Тающие на бумаге снежинки, увлажняют ее и, бывает, оставляют пятна. От того, кстати, я остановился на шариковой ручке, хотя, время от времени «шарик» приходилось греть дыханием.Меня не удивляет, что рисунки с о.Врангеля и Геральда, которые делали в 1881 Дж.Мьюир, а также Эдвард Нельсон, малоформатны и быстры. Тем не менее, они вызывают у меня восхищение до сих пор.

Вечный вопрос — это где просушить, в случае чего, рисунок. (Самое худшее, это если ветер вырывает его из рук и бросает на снег. Бывало и такое!) Нужно, при возможности, носить с собой салфетки, легко впитывающие воду. Иногда я одевал на рисунок целофан и так транспортировал — в домик, к огню, или в кабину вездехода. Весной мне удавалось просушивать рисунки и акварели на ярком солнце, но в ветровой тени.

Вот так и создавалась (не сама собой) галерея северных набросков, рисунков, акварелей и работ, выполненных маслом, иначе говоря, My-Arctic-in-Art.

Василий Придатко-Долин
о.Врангеля-Киев, 1978-2010



Обсуждение закрыто.